Опубликовано: 09.10.2017
С 1700 года царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а с Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой возвестил народу на Красной площади указ Петра I о том, как следует отмечать этот праздник.
«В знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых.
А людям скудным (бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 года; а стоять тому украшению инваря (января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1 по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.
Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе овденной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование по всей Белокаменной. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.